Менеджмент • 21 апреля 2025 • 5 мин чтения

Продакт-менеджер: чем занимается и как получить профессию

Рассказываем о человеке, который знает всё о продукте. Объясняем, какие у него обязанности, сколько он получает, какие навыки ему нужны и как им стать.

Кто такой менеджер продукта

Продакт-менеджер (от англ. product manager) — это тот, кто полностью отвечает за продукт от начала и до конца. Он генерирует идею, выдвигает и тестирует гипотезы, анализирует потребности целевой аудитории, контролирует создание и запуск товара или услуги. Причём его работа не заканчивается после выхода продукта на рынок. После этого специалист регулярно проводит анализ функционирования и использования продукта потребителями, придумывает, как его усовершенствовать. По сути, от product manager зависит успех товара или услуги на рынке, что делает его незаменимым специалистом при запуске любого продукта.

Может показаться, что профессия менеджера продукта и проектного менеджера — это одно и то же, но на самом деле это разные должности. Разберёмся, чем они отличаются.

Глобально разница в том, что продакт занимается продуктом в целом, начиная от идеи и заканчивая её воплощением в реальность, то есть несёт ответственность за результат. А проджект контролирует процессы работы с ним: ставит задачи команде, проверяет соблюдение дедлайнов и соответствие ТЗ.

Продакт и проджект-менеджер могут работать над одним проектом, но выполняют разные задачи

Разобраться, что делает специалист, можно на курсе «Продакт-менеджер с нуля». Обучение позволит получить навыки создания различных продуктов и аналитики рынка, а также изучить основы UX и разработки. После прохождения курса студенты имеют портфолио и получают помощь в поиске работы и подготовке к собеседованиям.

Обязанности продакт-менеджера

Во время работы над созданием продукта менеджер коммуницирует с разными специалистами: от разработчиков и дизайнеров до руководителей компании. При этом задачи product manager меняются от этапа к этапу:

Генерация идеи. По сути, специалист является стартапером внутри компании: он придумывает идею продукта, а чтобы получить инвестиции и реализовать её, нужно провести презентацию для руководства компании. Чем грамотнее менеджер продукта продумывает и визуализирует задумку, тем больше шансов, что она воплотится в жизнь.
Анализ рынка. На этом этапе задача продакт-менеджера — провести анализ конкурентов и целевой аудитории. То есть он должен определить портрет конечного потребителя: кто этот человек, сколько ему лет, чем он занимается и какую проблему он может решить с помощью продукта. Также специалист оценивает другие схожие товары или услуги на рынке, выявляет их преимущества и недостатки.
Сбор идей. Product manager работает не один, а в команде, поэтому в его обязанности входит общение с коллегами из разных подразделений компании, которые имеют отношение к будущему продукту. Например, это могут быть маркетологи, дизайнеры, разработчики, аналитики и отдел продаж. Они помогут специалисту составить общее видение продукта, понять, какие функции он должен выполнять, как и каких целей нужно достичь.
Планирование. Следом менеджер выставляет приоритеты задач по созданию продукта и составляет план работы. Во многом он зависит от бизнес-целей, которые определили на предыдущем этапе. В плане прописываются этапы и сроки разработки, тестирования, дизайна и запуска продукта.
Контроль создания продукта. Пока разработчики пишут код, а дизайнеры рисуют макеты, задача продакт-менеджера — контролировать соответствие продукта изначальной идее и бизнес-целям компании. Он планирует каждый спринт и проверяет результат выполненной работы.
Запуск MVP. Это минимально жизнеспособный продукт, в котором уже есть основные функции, и его уже можно выпустить на рынок. Задача менеджера на этом этапе — собрать обратную связь потребителей и провести анализ продаж. Это позволит доработать продукт, например, упростить какие-то сценарии или улучшить функционал.
Развитие продукта. Контроль динамики продаж и поиск способов усовершенствования продукта не прекращается и после его запуска. Специалист регулярно проводит аналитику показателей и собирает обратную связь от пользователей, а также ищет возможности для расширения аудитории.

Продакт-менеджер занимается продуктом на каждом этапе его развития

Что нужно знать и уметь product manager

Профессия продакт-менеджера находится на стыке программирования, UX-дизайна, бизнес и продуктовой аналитики. Кроме того, он работает в команде и общается с топ-менеджментом компании. Всё это обязывает специалиста иметь ряд профессиональных и гибких навыков.

Хардскилы

  • Понимание принципов UX. Менеджер продукта выполняет роль амбассадора пользователей в команде, поэтому ему важно знать основы UX-дизайна.
  • Знание юнит-экономики. Специалист должен следить за тем, чтобы затраты на создание и развитие продукта не превышали доход от него.
  • Навыки исследований. Важен опыт проведения качественных и количественных исследований, что позволит специалисту грамотно оценить рынок и конкурентов.
  • Аналитические навыки. Продакт-менеджеру нужно уметь анализировать информацию, полученную в ходе исследований, а также оценивать риски и возможности для развития продукта.
  • Базовые знания разработки. Специалист не пишет код, но минимальные знания принципов программирования упростят общение с разработчиками.
  • Софтскилы

  • Эмпатия. Способность поставить себя на место пользователя позволит специалисту создавать востребованные продукты.
  • Критическое мышление. Product manager должен уметь мыслить нестандартно, чтобы придумывать разные способы решения проблем.
  • Коммуникабельность. Специалист должен быть готов к частому общению с разными людьми и уметь находить общий язык и с пользователями, и с разработчиками, и с владельцами компании.
  • Управление временем. Менеджеру продукта приходится решать множество задач. Умение распределять их в течение дня позволит соблюдать дедлайны и избежать выгорания.
  • Зарплата продакт-менеджера

    В Казахстане менеджеры продукта в среднем получают 700  000 тенге в месяц. Такие специалисты больше всего востребованы в сферах IT, консалтинга и банках.

    Чтобы получать среднюю по рынку зарплату, продакту нужно проработать в должности несколько лет и разбираться в сфере деятельности работодателя. Источник: hh.kz

    Опыт во многом влияет на то, сколько зарабатывает специалист. Новички без стажа работы могут претендовать на зарплату около 200 000 тенге. Через год, набравшись опыта, product manager может рассчитывать на средний доход в 500 000 тенге.

    Опыт также влияет на заработок специалиста, если он работает за рубежом, но доход может быть выше. Например, если начинающий менеджер продукта устраивается в российскую компанию, он зарабатывает около 123 000 рублей или 700 000 тенге в месяц. Мидлам работодатели в России готовы платить 232 000 рублей или 1 350 000 тенге.

    Локация в принципе оказывает большое влияние на то, сколько получает специалист. Допустим, средняя зарплата product manager в США составляет $123 000 в год или 5 130 000 тенге в месяц. Но доход различается в зависимости от штата: в Сиэтле менеджеры продукта получают выше рынка, а в Бостоне — ниже.

    По данным сервиса Indeed, самый высокий доход имеют специалисты в Сан-Франциско, а самый низкий — в Миннеаполисе

    Ещё один фактор, влияющий на то, сколько зарабатывает продакт-менеджер, — бренд работодателя. Например, если специалисту повезёт устроиться на работу в Meta, которая владеет Facebook и Instagram, при должном опыте он сможет получать около $300 000 в год или 12 500 000 тенге в месяц.

    Как стать продакт-менеджером

    Есть три основных способа получить профессию менеджера продукта:

    1. Получить высшее образование. В некоторых вузах Казахстана преподают менеджмент в сфере IT, например, в Astana IT University или KBTU. Обучение длится 3 и 4 года соответственно.

    Обучение в вузе предполагает изучение не только профильных дисциплин, но и дополнительных направлений, например, в Astana IT University это политология, культурология и другие науки

    2. Окончить профессиональные курсы. В этом случае учиться нужно меньше. Допустим, курс Практикума «Продакт-менеджер с нуля» длится 9 или 12 месяцев в зависимости от выбранного формата.

    При выборе курса важно изучить программу. Например, в Практикуме она ориентирована не только на теоретические знания, но и на практику

    3. Перейти из смежных отраслей.

    Профессию менеджера продукта можно получить, если у специалиста есть бэкграунд в других областях, например, продуктовом маркетинге или проектном менеджменте. Предыдущий опыт пригодится в новой должности, достаточно получить отдельные дополнительные навыки, например, изучить UX-дизайн или юнит-экономику.

    Начинающему продакт-менеджеру важно получить опыт работы, чтобы претендовать на хорошие вакансии. Если человек получил образование в вузе, у него как минимум есть дипломная работа. Также во время обучения полезно устроиться на стажировку. При отсутствии опыта она, скорее всего, будет неоплачиваемая, но зато у специалиста появится понимание внутренних процессов продуктового менеджмента.

    Программы профильных курсов обычно включают больше практики, то есть по итогам обучения выпускник, как правило, имеет портфолио. Кроме того, общение с наставниками и преподавателями позволит завести полезные знакомства, и если студент хорошо проявит себя во время обучения, его могут рекомендовать на работу. В Практикуме, например, есть Карьерный центр, который помогает студентам составить резюме и подготовиться к интервью с рекрутерами.

    В случае с переходом из смежных должностей, первые задачи начинающий менеджер продукта часто может выполнять в своей же компании. Некоторые организации поддерживают институт менторства, что позволяет сотрудникам обучаться и практиковать навыки с опытными коллегами.

    Статью подготовили:
    Женя Соловьёва
    Яндекс Практикум
    Редактор
    Полина Овчинникова
    Яндекс Практикум
    Иллюстратор

    Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

    Поделиться
    Угадайте, где правда, а где фейк про IT, и получите скидку на курсы Практикума
    Wed Apr 23 2025 10:27:49 GMT+0300 (Moscow Standard Time)